Урегулирование конфликта интересов является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.
Национальный план противодействия коррупции в качестве одной из главных мер такого противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Вступая в правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, законодательством о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе, государственные гражданские и муниципальные служащие должны в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данных правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от них в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Определение конфликта интересов дается в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в статье 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в статье 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.
Наиболее типичными ситуациями возникновения конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе являются следующие:
Конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого родственника; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.
Конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного гражданского и муниципального служащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми государственный гражданский и муниципальный служащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления.
Конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим государственным гражданским и муниципальным служащим или его близкими родственниками от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.
Конфликт интересов, связанный с судебными тяжбами и имущественными долгами.
Конфликт интересов, связанный с выполнением другой возмездной работы.
Антикоррупционное законодательство, в том числе статья 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе:
- изменение должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов;
- отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей;
- отказ служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- отвод или самоотвод муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов.
Государственные гражданские и муниципальные служащие обязаны в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. При этом непринятие государственным гражданским и муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение служащего со службы.
В этой связи в Федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» введено новое основание для увольнения таких служащих – в связи с утратой доверия.
Кроме этого, частью 4.1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также частями 3 и 3.1 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законодательно закреплено основание для увольнения представителя нанимателя (руководителя, начальника), которому стало известно о возникновении у работника конфликта интересов и который не принял мер по предотвращению или урегулированию этого конфликта.
Помощник прокурора А.И.Кравцова